Искусство Шумера Древнееврейская культура Культура Античного мира История дизайна Техника живописи

Современный мир перенасыщен конфликтами и катастрофами, глубинная причина которых — столкновение людей, исповедующих различные культурные ценности. Это может быть религиозная рознь, стремление автономий приобрести независимость, борьба финансовых групп. Исследуя мотивы подобных конфликтов, всегда можно найти различия духовных ценностей у конфликтующих сторон, ибо в противостояние вовлекаются группы людей, воспринимающие чужую культуру как нечто враждебное, а способствуют согласию те, которые понимают равноценность любых проявлений духовности и культуры.

Культура как предмет исторического исследования. Методы и подходы. Духовная и материальная культуры — это сущностная основа исторического развития человечества. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, чувствовали, творили. Культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому историческое постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Первобытное общество и проблемы протоцивилизаций Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества.

Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом.

Эпоху с VIII тыс. до н. э. в науке называют «неолитической революцией», которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит, к оседлой жизни, но и возникновением и зарождением ремесел (ткачества и керамики).

В первобытной культуре можно говорить об искусстве добывания огня, об искусстве приготовления пищи, об оформлении домашнего очага, гончарном деле и ткацком искусстве. Оружейное искусство включает создание копья, палицы, пики, метательного оружия, лука. Эпоха каменного века заканчивается с началом обработки металлов, получивших широкое применение с середины IV тыс. до н. э. Начало эпохи бронзы — время возникновения первых цивилизаций и государственных образований по долинам крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхэ и Янцзы.

Проблема существования доисторических протоцивилизаций. Гипотеза существования Атлантиды и Ломурии как протоцивилизаций. Научные свидетельства об Атлантидах пяти океанов: Атлантида, Гондвана, Пацифида, Лемурия, Арктида. Пацифида и остров Пасхи. Эзотерические науки о расах человечества. Оккультные знания об Атлантиде. Современная атлантология

Один из крупнейших советских геологов В. В. Белоусов также предполагал, что плато Альбатрос и другие подводные хребты и возвышенности, в том числе и та, на которой стоит остров Пасхи, были сушей. Гибель Пацифиды, вернее, ее остатков, на глазах человека допускал и корифей советской геологической науки академик В. А. Обручев.

Культура ранних цивилизаций

Шумеры владели высокой культурой земледелия и создали целую систему каналов для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Они принесли с собой письменность. Самое древнее литературное произведение — эпос о Гильгамеше — появилось у шумеров. Шумеры изобрели гончарный круг, плуг-сеялку, колесо, парусную лодку, литье из меди и бронзы. Шумеры знали лунный календарь. Они установили продолжительность солнечного года, точно ориентировали свои постройки на четыре стороны света.

Шумерская культура оказала огромное влияние на все последующие культуры, став образцом для подражания на всей территории Месопотамии. Шумеро-аккадской клинописью пользовались многие народы, приспособив ее к своим языкам. Шумерские представления о богах, о строении мира, человеческой судьбе отразились во многих восточных религиях. «Космогонические мифы и географические карты, календари со знаками зодиака, сборники законов, словари, лечебники, справочные математические таблицы, литературные произведения, тексты для гадания — нельзя сказать, что шумерская цивилизация умерла, потому что достижения ее стали достоянием многих народов, и она послужила основой многих современных наук».

В Древнем Вавилоне не только не были утеряны достижения шумерской цивилизации, не только были сохранены великолепные памятники предшествующих времен, но и созданы условия для дальнейшего развития научной и культурной мысли. Череда же вторжений и войн, казалось, только способствовала более широкому ознакомлению соседей со сделанными в Вавилоне открытиями. Влияние вавилонской культуры явственно ощущается при изучении памятников народов Передней Азии, оно легко улавливается даже при рассмотрении культуры далекого Египта.

Наряду с математикой в качестве точной науки в Междуречье развивалась астрономия. Развитие зоологии, ботаники и минералогии было в большой степени экстенсивным. Многие труды представляли собой простое перечисление известных вавилонянам животных, растений и камней, в том числе и мифологических. Изучалась в то время анатомия животных и особенности их поведения, что было вызвано потребностями гаданий и предсказаний.

Культура Древнего Египта Историко-географическая справка. Периодизация истории Древнего Египта. Религия и мировоззрение египтян. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Искусство: архитектура и знание тайн «золотого сечения», скульптура, музыка. Политико-правовая система. Система образования. Сакральные знания египтян. «Книга мертвых». Влияние египетской культуры на развитие культурыругих народов.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием. Искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Величественные пирамиды также являются одним из символов царепоклонства. Почему в Египте, как нигде больше, существовало обожествление власти? Почему фараон воспринимался как Бог или наместник Бога на земле?

В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых. Они строились по разным берегам Нила.

Урук. Белый храм. Реконструкция.

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной их темой является тема охоты и сражений. Лица на них изображались в фас, а глаза — в профиль, плечи в трехчетвертном развороте, а ноги — в профиль. Пропорции человеческих фигур не соблюдались. Но в композициях барельефов художники стремились передать движение.

Музыкальное искусство безусловно нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру — арфы, двойные гобои, большие барабаны. «Страсти», посвященные Мардуку и юному богу весны Таммузу, включали бытовые сцены, лирические песни и плачи, где раскрывалась связь музыки с повседневной жизнью народа.

Именно шумеры и аккадцы выработали теорию, отчасти родственную древнеегипетской, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы. Эта теория была связана с астрологическим миросозерцанием — учением, по которому небесные тела управляют судьбой человека и определяют ход исторических событий. Возможно, такое понимание закономерностей музыки, но в новой, более глубокой эстетической интерпретации, было впоследствии воспринято пифагорейцами Древней Греции.

В шумеро-аккадской цивилизации представление о мироздании было выражено в мифологии. Над круглой землей возвышалось в форме купола небо, а вся Вселенная — это небо-земля: ан-ки. Под землей — место для умерших. До Вселенной был только бесконечный Океан. Первые боги вышли из хаоса. Они отвоевали у дракона Тиамата, олицетворявшего безбрежный хаос, пространство, где установили порядок — закон. С тех пор мир управляется непреложными законами. Законы стали обожествляться. Подчинение законам, имеющим происхождение от Бога, было свято.

Шумеро-аккадская, а затем и вавилонская цивилизации являются родиной первых сборников законов, по которым люди должны жить, царь — управлять людьми и вершить правосудие. В Месопотамии впервые историки обнаружили правовую систему и развитый институт права. В XIX в. до н. э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного сборника царя Вавилона Хаммурапи. Над статьями представлена картина, где бог солнца Шамаш вручает царю свиток с законами. В истории Месопотамии это третий сборник законов. Известно, что во всех трех главным был принцип «равное за равное», т. е. тяжесть наказания должна быть равна тяжести преступления. В этом суть мирового равновесия. То, что способствует хаосу, а не порядку, должно быть уравновешено наказанием. Идея равновесия скрыта в самом принципе составления законов. Кроме того, важно, что законы составлял не человек, даже не сын бога — царь, а они даны человеку самим богом. В Месопотамии рождается главная мысль, что законы имеют божественное происхождение. В этом выражена идея обращения к объективному судье, лишенному субъективного, возможно предвзятого, отношения. Шумеры, аккадцы и вавилоняне были убеждены, что по своей природе законы абсолютно объективны, в них нет примеси человеческой природы.

Правопорядок является основой общественной жизни. Общество с развитым правовым порядком обеспечивает наиболее оптимальное духовное развитие человека. Правда, духовная свобода — это внутренняя свобода человека, но она расцветает при существовании свободы внешней. Поэтому право выступает как культурная ценность, обеспечивающая развитие общественной свободы и духовных ценностей.

У народов с развитым правосознанием присутствует стремление к объективному понятию справедливости. Перед нами словно развертывается картина мышления, где понятия о решениях, вынесенных на основе воли богов и правосудия, составляют единство.

Согласно шумерскому мифу, людей создали боги из глины, но они не оправдали надежд своих создателей, так как перестали отвечать на благодеяния богов благодарностью. И тогда боги решили уничтожить людей, но создатель людей бог Эа рассказал об этом одному благонадежному человеку Утнапиштиму, чтобы он спасся и продолжил человеческий род на Земле. Утнапиштим, таким образом, является прообразом библейского Ноя.

Согласно шумеро-аккадским представлениям, после смерти дух умершего человека спускался в темную область под землей — Кур. Там он проходил через суд, и его ожидало мрачное, унылое существование. Человек приходит в этот мир ненадолго, а потом исчезает в темной пасти Кура. Единственное, что может скрасить его существование в подземелье, это память живых на земле.

Такое представление шумеров и аккадцев о жизни и смерти вступало в противоречие со светлой культурой этого народа и его духовным обликом. Но именно оно, как ни странно, давало им духовные силы и творческую устремленность. Люди Месопотамии были воспитаны в глубоком убеждении, что нужно оставить о себе память на земле. Память дольше всего сохраняется в воздвигнутых памятниках культуры. Именно они, созданные руками, мыслью и духом человека, составляли духовные ценности этого народа, этой страны и действительно оставили после себя мощную историческую память.

Литературный эпос сохранил еще одну грустную идею этого народа. Человек не мог согласиться с тем, что у него есть только один путь после смерти — вниз, под землю. Его взор и мысль стремились к небу, туда, где живут боги. Боги отличаются от людей тем, что они не только всесильны, но, главное, они бессмертны. Эпос говорит о том, что и боги готовы дать людям вещество бессмертия, но люди (такова их природа) не могут его взять по разным причинам. Таков смысл поэмы о царе Эдапе. Он считался полубогом и в борьбе со стихиями всегда выходил победителем. Но однажды обломал крылья богу ветра за то, что тот перевернул его лодку. Верховный бог Ану вызвал Эдапу на суд. Отец Эдапы Эа посоветовал ему ни в коем случае не прикасаться к пище, так как Ану может отравить его. Ану простил Эдапу и, более того, предложил пищу жизни и воду жизни. Но... Эдапа вспомнил совет отца и отказался.

Гильгамеш. Ассирийский рельеф.

Здесь имеет место глубокая мысль о понимании человеком себя как существа конечного, но по природе бесконечного. Он стремится осуществить свою природу, но ограниченность конечного не дает ему «ухватить» бесконечное. В их единстве скрыта недостижимость и грусть тщетности человеческих усилий стать бессмертным.

Эта мысль встречается и в поэме о Гильгамеше. Однажды молодой ученый Джордж Смит в подвалах Британского музея обнаружил ящики с клинописными таблицами, присланными Лэйярдом. Это было огромное количество черепков, покрытых толстым слоем пыли. Смит очистил таблички от грязи и приступил к их переводу. Оказалось, что перед ним находится древнейший эпос о Гильгамеше. В нем рассказывается о властелине города Урука Гильгамеше, который вместе со своим другом Энкиду совершает славные подвиги: они убили львов, освободили богиню Иштар из лап лесного чудовища. Однако богиня не отблагодарила, а отомстила Гильгамешу. Она отобрала у него самое дорогое — друга: Энкиду тяжело заболел и умер. Гильгамеш отправляется на поиски своего предка Утнапиштима, единственного человека на земле, которому боги подарили бессмертие. Преодолев трудности, Гильгамеш в горах «Захода Солнца» подошел к «водам смерти» и попросил перевозчика переправить его к Утнапиштиму.

Утнапиштим рассказывает Гильгамешу, каким образом он стал бессмертным. Когда-то он жил в городе Шурупако, однажды во сне ему явился бог Эа и предупредил, что собирается покарать людей потопом за совершенные грехи и только его семью намерен спасти. Эа посоветовал Утнапиштиму построить большой корабль, перевезти на нем свою семью и животных. Утнапиштим так и поступил. Когда он закончил постройку корабля, на землю хлынул ливень и все утонуло в воде. Семь дней корабль носился по водам, наконец ливень прекратился, и корабль пристал к горе. Сначала Утнапиштим выпустил голубя, затем ласточку, затем ворона, чтобы узнать, не появилась ли где суша. Сойдя на землю, Утнапиштим принес жертву богам. Запах жертвенного мяса так понравился богам, что в благодарность они наградили Утнапиштима бессмертием.

Выслушав историю Утнапиштима, Гильгамеш просит его раскрыть тайну бессмертия. Утнапиштим отказывается. Он говорит, что смерть является непременным атрибутом жизни, но затем объявляет Гильгамешу, что трава бессмертия находится на дне моря. Гильгамеш добывает ее, мечтая о том, что он оживит Энкиду и разделит траву бессмертия между жителями своего родного города. Но пока Гильгамеш купался, змея похитила траву и пожрала ее. Гильгамеш вернулся на родину с пустыми руками и с тех пор предался размышлениям над тайной жизни и смерти

Философская проблема единства единичного и всеобщего, конечного и бесконечного, жизни и смерти таким образом, была центральной темой размышления шумеро-аккадского эпоса.

В конце III тыс. до н. э. Шумер был покорен аккадским государством, затем, во II тыс. на территории шумеров возникла вавилонская держава.


История искусства