Искусство Шумера Древнееврейская культура Культура Античного мира История дизайна Техника живописи

Тантры — общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Различают индуистские и буддийские тантры. Термин «тантра» — «тайный текст» (тан + тра). Тантрические тексты отражают лишь конкретный итог многовекового анализа такого феномена, как система чакр. Йога не является теоретической дисциплиной, она состоит из опытных практических знаний. Это система моделей определенных практических приемов. Методики подъема Кундалини тезисно изложены в тантрических текстах.

Происхождение, основные этапы развития культуры древнего Китая Общие сведения. Проблема периодизации Древнего Китая. Первое государство Иньской эпохи. Мировоззрение древних китайцев. «Книга перемен». Эпохи Чжоу и Чжанью. Роль даосизма и конфуцианства в формировании духовно-нравственных традиций Китая. Своеобразие классической культуры Китая. Институт общественного мнения. Роль буддийской традиции в китайской культуре. Периодизация истории Китая и современность.

Религия Китая была своеобразной: люди верили во множество духов. Человеку нужны были надежные защитники, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных, ужасающих образов.

Лао-цзы, основатель даосизма, покидает пределы Китая. Гравюра эпохи Мин. Лао-цзы выдвинул теорию недеяния, которая отражала в себе идею деятельности без разрушительного действия, деятельности в резонансе с природной жизнедеятельностью: «делать, не делая», «действовать, бездействуя». В позитивном смысле это выражение означает «жить так, как живет природа».

Художественная культура Инь представлена изделиями из бронзы, нефрита, кости, керамики, которые дают возможность проследить дальнейший путь развития древнекитайского искусства. В целом иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности, ее духовных устоев и связанных с нею художественных традиций в музыкальной культуре и архитектуре.

Особенную роль в учении Конфуция играет культ Неба. Отношения между правителем и народом уподобляются отношениям «между всадником и лошадью». «Всадник» — это император, наделенный великой мудростью, а «лошадь» — народ, не способный к самостоятельным поступкам.

Китайская идеологическая доктрина объявляла идеалом государственной политики поддержание благосостояния человека. Она была направлена также на обогащение государства и преследовала цель не допустить чрезмерного обогащения частных лиц. Это обусловливалось стремлением иметь послушных и притом доверяющих власти подданных. В известном древнем трактате «Гуань-цзы» говорится о том, что народ не должен быть слишком богат или слишком беден, так как слишком богатых нельзя заставить служить, а слишком бедные не имеют стыда.

В VII-XII вв. сложилась полноценная городская культура, способствовавшая появлению новых художественных традиций: театрального искусства в форме уличных представлений, популярных поэтических и прозаических жанров. Городская культура, появление самостоятельных сословий купцов и ремесленников повлекли за собой тенденцию к демократизации местной художественной культуры через вовлечение в творческую активность более широких слоев населения страны. Популяризации нормативной образованности объективно способствовала система государственных экзаменов на чиновничий чин.

Женщины-критянки на изображениях обычно грациозны, их походка легка. Мужчины-критяне (их тела всегда окрашены в ярко-коричневый цвет) стройные, быстрые и подвижные. Они очень хрупки и имеют такие тонкие талии, что кажется, готовы переломиться.

Древнегреческая культура: периоды архаики, классический и эллинизм. Политическая культура древних греков. Демократизм Солона и Перикла. Свобода как основа политического сознания древних греков. Переплетение мифологии, религии, мировоззрения в духовной культуре древних греков. «Искусство муз». Театр. Архитектура и скульптура греческой классики. Поэзия и великие поэты. Греческий роман. Философия и философы. Эпоха эллинизма: культурно-политическая жизнь Афин. Монументальность и трагичность в искусстве.

Греческая мифология, составляющая основу искусства, отличается от месопотамской и египетской. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Осваивая земную природу, греки считались с ней. Боги греческой мифологии подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают не только страх, напротив, совершенные и прекрасные, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали.

В греческой мифологии легендарный сын Зевса Амфион укрощает зверей своим пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены. Орфей своим искусством покоряет даже силы ада, заставляя отпустить к нему Эвридику.

Живопись Греции почти не сохранилась. До наших дней дошла только живопись, украшающая керамику. Греческие сосуды разнообразны по форме и функциям: амфоры, кратеры, гидрии, лекифы, пелики, килики. Первоначально вазопись была чернофигурной, затем она сменилась более совершенной краснофигурной. Основой рисунка служил силуэт. Кроме мотивов растительного и животного мира, в греческой керамике появляется много сцен сражений, пиров, охоты, мифологических сюжетов.

Философ-софист Протагор считал человека мерой всех вещей, центром общественной жизни и венцом природы. Оказалось, что изворотливая мысль часто сильнее оружия, особенно если владеешь искусством спора — эристикой. Эристике учили за большие деньги софисты.

Этруски и становление древнеримской культуры Этруски: религия, архитектура и скульптура. Римская религия, ее особенности. Мировоззрение римлян, своеобразие римской философии. Искусство. Политические и правовые системы Рима, уникальность республиканского управления в Риме. Период империи. Искусство Рима: скульптурный портрет, монументальная архитектура, театр, массовые зрелища и праздники. Музыка, поэзия, роман.

Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные моменты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу.

Исполнительная власть в Риме осуществляется магистратами. Сами магистраты должны были тратить собственные средства (еще до избрания) на угощения, подарки согражданам. Выполнение некоторых обязанностей магистрата также требовало расходов. Поэтому ими могли стать лишь богатые люди, хотя формально каждый римский гражданин мог претендовать на ту или иную должность.

Часто сооружались в Римской империи термы (общественные бани). На самом деле это были места, служившие центром отдыха и развлечения. Самыми большими были термы Каракаллы, занимавшие площадь в 11 га.

Культура Античного мира.

 

1. Культура Эгейского мира: Крит и Микены

Открытие Г. Шлиманом и А. Эвансом ранней античной культуры. Светский характер искусства Крита. Кносский дворец. Живопись, ее характерные черты: мно-гоцветность, воздушность, динамичность, радостность. Своеобразие мировоззрения критян. Культура Микен: письменность, религия, искусство. Особенности искусства Микен: строгость, схематичность, порядок.

Подготовка стен для живописи, по Витрувию, выполнялась вкратце таким образом. Из хорошей и притом долго выдержанной гашеной извести и овражного или речного песка в пропорции: 1 часть извести на 2 или 3 части песка с прибавкой 1/3 части хорошо истолченных и просеянных битых черепиц составлялся раствор, который наносился на кирпичную или каменную кладку. Первый слой штукатурки составлялся с крупным песком, сверх же него следовали второй и третий с песком более мелким, причем для укрепления штукатурки в тесто растворов примешивались иногда рубленая солома и пенька. Поверх этих трех слоев штукатурки наносились еще 3 слоя из толченого мрамора и извести; всего, таким образом, наносилось 6 слоев.

Античной (лат. антикус — древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру, ставшую колыбелью европейской цивилизации. Она не возникла внезапно. Это доказали раскопки, проведенные на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова двумя выдающимися археологами XIX и XX вв. — Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом. Они открыли раннюю античную культуру, центром которой в III-II тыс. до н. э. был остров Крит, а чуть позже греческий город Микены. Этот период античной культуры получил название крито-микенский, время его существования — почти тысяча лет. Критская культура (2000—1400 гг. до н. э.) была открыта на рубеже XIX-XX вв. Ученые давно предполагали, что легенда о лабиринте критского царя Миноса имеет историческую основу.

Остров Крит упоминается в древних египетских текстах, сюжеты многих греческих мифов связаны с этим островом. Критские письмена еще не расшифрованы. Ничего не известно об этнической принадлежности древнего населения Крита, о его государственном устройстве и религиозных верованиях. Сохранились только памятники материальной культуры и искусства.

Критское иероглифическое письмо и линейное письмо А и Б.

В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно поражает непосредственно-радостным восприятием жизни, что стало характерной чертой искусства всего античного мира.

На острове не было обнаружено храмовых построек, только остатки обширных дворцов. В 1899 г. английский археолог Артур Эванс (1851-1941) приступил к раскопкам в городе Кноссе. В результате раскопок был открыт громадный дворец. С востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга — рекой, с севера — морем. Он имеет сложную планировку: помещения располагаются вокруг внутреннего двора, иногда на разных уровнях, и соединяются между собой запутанными ходами, лестницами и коридорами, некоторые уходят под землю. Кносский дворец действительно напоминает лабиринт древнегреческого мифа, в котором обитал полубык-получеловек Минотавр. Эванс решил, что

Кносский дворец. План.

Лабрис в орнаменте на потолке древнекритского сооружения.

Кносский дворец и был мифическим лабиринтом, выстроенным из камня и дерева (в основном кедра).

О том, что это был культовый комплекс, свидетельствовали найденные изображения лабриса — двойной ритуальной секиры, служившей своего рода эмблемой критян. Лабрис, как правило, соседствовал с букранием (греч. — череп быка) — символической формой в виде бычьих черепов или же со стилизованными рогами. Названные Эвансом «священными», рога, скорее всего, символизировали царя, супруга царицы, почитавшейся на праздниках как Великая богиня. Через каменные «священные рсга», стоявшие в западной части дворца, открывался вид на гору Юкту.

Колонны дворца, несущие перекрытия, выглядели необычно. Они утолщались не к основанию, а кверху, так что лежащее в основе образа колонны дерево представало как бы «растущим корнями вверх».

Во всех критских дворцах размеры внутренних дворов почти всегда одинаковы: 28 х 52 м. Это указывает на жесткую подчиненность двора некоей ритуальной системе.

При раскопках северо-западного угла здания Эванс наткнулся на дорожку, мощенную камнем. Продвигаясь по ней, он обнаружил Малый дворец; его центральный зал на втором этаже соединялся особым переходом с кухней.

Живопись была главным украшением Кносского дворца. В сохранившихся настенных росписях раскрывается жизнь древних его обитателей, их праздники, состязания с быками. Дворец украшали многочисленные вазы со священными символами, фрески и большие раскрашенные рельефы. На одном из восстановленных изображений представлена сцена таврокатапсии — ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна

Слоговые знаки древнекритского линейного письма.

Греческая монета с изображением лабиринта.

Изображение лабиринта на каменной табличке.

в крито-микенском искусстве. Об этом свидетельствуют найденные фигурки быков — с человечками возле рогов или же с наброшенной на них сетью, т. е. прирученных. Очень часто встречается изображение женщин, которых исследователи прозвали «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами», хотя может быть, что это жрицы, заклинательницы змей, или богини. У них осиные талии, пышные открытые платья, затейливые прически, тонкие носы с горбинкой и маленькие рты.

Ритуал на Крите часто включал в себя сцены эпифании (внезапного явления богини). Божество, воплощаемое жрицей, представало перед глазами участников ритуала. Тронный зал Кносского дворца в западной части предназначался для этого действа. С залом соединялись служебные помещения, в одном из которых жрица переодевалась в богиню. Затем она представала перед избранными участниками ритуала, появляясь внезапно из глубокой тьмы, освещенная факелами. Богиня восседала в течение краткого мига на каменном троне с геральдическими росписями: пальмами и грифонами (мифическими существами с туловищем льва, крыльями и головой орла). Изображение эпифании в критском искусстве было весьма распространено.


История искусства