Техника живописи Органические краски

Слоновая кость Техника живописи

Сурьмяная киноварь

Rouge d'antimoine. Antimonzinnober.

Краска цвета ртутной киновари с оранжевым оттенком. По составу — сернистая сурьма. Не чернеет на свету подобно ртутной киновари, но не может быть смешиваема со свинцовыми и медными красками. Мало ядовита. Щелочи разлагают ее легко. В настоящее время она в живописи совершенно утратила свое прежнее значение.

Минеральная фиолетовая

Нюрнбергская фиолетовая. Violet mineral. Mineralviolett. Nürnbergerviolett. Permanent violet.

По цвету близка фиолетовому кобальту с темным оттенком. Имеется в продаже в двух нюансах: № 1 и № 2. По химическому составу есть фосфорнокислый  марганец.

О прочности краски имеются различные мнения. Испытанная мною солнечным светом в продолжение трех месяцев она совершенно не изменила свой цвет. Точно так же расходятся мнения о применимости ее во всех способах живописи.

Распознавание. К действию разведенных кислот достаточно устойчива. В соляной кислоте при нагревании с добавлением небольшого количества сахара обесцвечивается.

Титановые белила

Первые попытки применить в красочном деле соединения титана относятся к 1870 г. С 1912 г. в Норвегии велись опыты с получением титановых белил, и в 1920 г. эти белила появились в продаже.

Химический состав белил — двуокись титана. Белила, имеющиеся в продаже, не представляют собой чистую двуокись титана, а содержат ее от 15 до 65 %, остальное представляет подмесь цинковых или  баритовых белил.

Свойства белил таковы. Удельный вес — 4,3; кроющая сила почти в два раза превышает свинцовые белила; не ядовиты. К сернистым газам не чувствительны. С маслом сохнут медленно. К недостаткам их нужно отнести: способность желтеть с маслом, ослаблять крепость масляного слоя и давать непрочные смеси с рядом красок, к каковым относятся ультрамарин, кобальт, кадмиевые краски и крапп-лак.

Распознавание. Двуокись титана растворима в концентрированной серной кислоте. Раствор этот под действием перекиси водорода приобретает интенсивно-желтый цвет. Нейтрализуя раствор, из него получают твердое вещество желтого цвета, которое представляет собой трехокись титана.

Белая глина

Каолин, фарфоровая глина, трубочная глина.

Глина находится в природе в различных видах и с различной окраской. Она является продуктом распада горных пород: гранита, гнейса, порфира, сиеннита.

Состав глины — нерастворимое в воде и кислотах соединение кремнезема, глинозема и воды (водная кремниевоалюминиевая соль). Она содержит в себе многие примеси, которые придают ей цвет и изменяют ее свойства. Таковы окислы железа, марганца, углекислая известь, гипс, магнезия, углерод и т. п. Светлые охры представляют собой глину, окрашенную водной окисью железа, красные охры — глину, окрашенную красной окисью, железа; закись железа и сернистое железо окрашивают глину в сине-черный цвет. Местонахождением ее являются различные страны.

Постоянная зелень

Перманент. Vert permanent. Permanentgrün. Permanent green.

Под этим названием подразумеваются краски различного происхождения, причем большинство их составные.

К лучшим из составных красок относятся те, которые состоят из прочных самих по себе красок. Таковой является перманент, состоящий из окиси хрома и шпата. Перманент фабрики Берендта представляет смесь изумрудной зелени с цинковыми белилами или той же краски с цинковой желтой, а также с желтыми кадмиями. Смесь изумрудной зелени с цинковой желтой и подмесью шпата носит название Victoriagrüne.

Синие красящие вещества: индиго, кампешевое дерево.

Коричневые и зеленые красящие вещества: сепия, жестер, акация катеху, соковая зелень (Rhamnus catharticus).

Все названные вещества содержат красильные начала, которые так или иначе извлекаются из сырого материала и обращаются в так называемые пигменты, служащие для приготовления красок и в красильном деле.

Индейская желтая

Jaune indien. Indischgelb. Indian yellow.

Краска прекрасного золотисто-желтого цвета, особенно пригодная в лессировках. Химический состав ее — магниевая соль эвксантиновой кислоты в смеси с магнезией. До 1820 г. она была мало знакома в Европе.

Индейская желтая в сыром виде получается из восточной Индии, имеет вид крупных шарообразных кусков (весом в 25—35 золотников), имеющих на поверхности зеленовато-бурый цвет, в изломе — оранжево-желтый. Сорта ее различны.

Крапп-лаки

Laque de garance, rose, doré, pourpre, intense. Krapp-lack hell, rosa, dunkel. Pink madder, pourpre madder, rose madder.

Интенсивные прозрачные краски различных цветов, из которых малиновый наиболее красив.

Краппы принадлежат к очень древним краскам. По свидетельству Плиния и Витрувия, в современном им Риме были уже знакомы с приготовлением крапповых красок, которые получали, окрашивая вытяжкой мареновых растений глинистый мел. В эпоху Возрождения краппы имели широкое применение в живописи, и до сего дня они украшают многие произведения старых мастеров.

Кармин

Кошенилевый лак. Кармин-лак. Laque cramoisie. Carmin. Crimson lake.

Кармин представляет общеизвестную и популярную краску, открытие которой относится к 1518 г. и приписывается францисканскому монаху из Пизы. Фабрикация кармина началась с 1656 г.

Краска вырабатывается в виде кармина, содержащего около 7% глинозема или извести, или же в виде кармин-лака подобно прочим растительным лакам. Сырым материалом для добывания красок служат насекомые, паразиты кактуса (coccus cacti), привозимые из Центральной Америки, Мексики, Алжира и Каплэнда. Из этих насекомых получается красильное начало кармина — карминовая кислота.

Гумми-гут

Gomme-gutte. Gamboge. Gutti.

Прозрачная ярко-желтого цвета краска. Красильное начало ее — сок растений Cambogia gutta (Цейлон и пр.) — представляет смесь смолистого окрашенного вещества и камеди (растительного клея). Имеется в продаже и гумми-гутовый лак, состоящий из красильного начала гумми-гута и водного глинозема.

Сепия

Sepia.

Коричневого цвета прозрачная краска, очень популярная у акварелистов. Получается из красильного вещества моллюска каракатицы, принадлежащего к различным видам моллюска Sepia.

Применяется исключительно в акварели, где создала своеобразный тип однотонной живописи.

На свету значительно обесцвечивается, но менее, нежели другие органические коричневые краски.

Мумия египетская

Momie d'Egypte. Mumie. Mummy.

Краска коричневого цвета, оттенка асфальта, но лишенная прозрачности его.

По составу своему представляет вещество мумии в смеси с асфальтом, ладаном и другими смолами. Для приготовления краски берутся части египетских мумий, представляющие в изломе коричнево-черное блестящее вещество. Части, содержащие костные вещества, считаются материалом второго сорта.

На свету мумия бледнеет, подобно чистому асфальту; в остальных отношениях она лучше асфальта.

Во фресковой живописи используются водяные краски, но ее связующим веществом является известь: живописец пишет прямо на стене, на сырой, свежей штукатурке (отсюда и название "fresco"-свежий). Главная трудность фресковой живописи заключается в том, что начатое художник должен докончить, пока сырая известь не высохла, то есть в тот же день. Поэтому работа идет по частям.
Клеевая живопись и темпера