Салициловая кислота. Белые игольчатые
кристаллы, легко растворяющиеся в спирту, эфире и хлороформе, труднее — в воде.
Карболовая
кислота. Чистая кислота имеет вид бесцветных игольчатых кристаллов с характерным
запахом. Растворяется в воде (1 ч. кислоты в 15 ч. воды) и во всех органических
растворителях. Сильное консервирующее средство.
Тимол. Бесцветные прозрачные
кристаллы, растворяющиеся с трудом в воде, легко — в спирту, эфире и хлороформе.
Уксус.
Различается несколько видов уксуса: 1) винный уксус, приготовляется из вина и
имеет почти все составные части вина и присущий ему цвет, содержит 6—8% уксусной
кислоты; 2) спиртовой уксус, содержащий в своем составе воду, уксусную кислоту,
небольшое количество уксусного эфира и др. составные части; 3) уксус, составленный
из воды и уксусной кислоты (на 100 ч. воды 5—7% уксусной «эссенции»); 4) древесный
уксус, получающийся сухой перегонкой дерева; в очищенном виде — прозрачная бесцветная
жидкость, содержащая 4—5 % уксусной кислоты, древесный спирт, ацетон и креозот.
Бета-нафтол. Бесцветные прозрачные листочки,
получающиеся из нафталина, слабого карболового запаха. Легко растворяется в спирту,
эфире, жирных и эфирных маслах.
Сулема. Хлорная ртуть. Растворяется в воде
(1 ч. сулемы в 15 ч. воды) и в спирту (1 ч. сулемы в 3 ч. спирта). Сильный яд.
Формалин.
Получается окислением древесного спирта. При обыкновенной температуре — газ. Препарат,
находящийся в продаже, есть 35—40%-ный раствор формалина в воде. Формалин обладает
едким запахом, вызывающим слезотечение, и сильно консервирующими и окисляющими
свойствами. Животный клей (в сухом виде), смоченный 4%-ным раствором формалина,
становится нерастворимым в воде.
Консервирующие свойства принадлежат, кроме
того, скипидару, винному спирту, гвоздичному маслу, спиковому и лавандовому маслам,
сивушному маслу, креозоту, резорцину, нашатырному спирту, буре, камфаре и метиловому
(древесному) спирту.
Рисунок и пастель
Рисунок
Материалы рисунка
В
старину для рисования пользовались материалами почти исключительно натурального
происхождения. Таковыми служили: черные земли, сангин, мел, свинцовый карандаш,
состоявший действительно из свинца, серебряный карандаш, оставлявший при трении
на бумаге следы, и, наконец, такой доступный для всех продукт, каким является
уголь.
К услугам рисовальщика нашего времени имеется безграничное число
карандашей различного состава и цветов, приготовленных как из натурального, так
и искусственного материала, притом для различного назначения. Здесь могут быть
разобраны лишь те материалы, которые применяются обыкновенно в рисовании.
Уголь
Уголь
для рисования вырабатывается из различных пород дерева и в различных, видах. Для
его производства обжигаются ветви растения, сохраняющие после обжига свою форму,
а также пиленое дерево, дающее карандаши четырехгранной формы. Мягкость этих сортов
угля различна и зависит от обжига и породы дерева; она обозначается номерами.
Кроме названных видов угля, фабрикуется так называемый «прессованный» уголь, вырабатываемый
из порошка наиболее черных сортов угля, в массу которого вводится небольшое количество
растительного клея. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей
(без деревянной оправы).
Древесному
углю присущ своеобразный сероватый оттенок, но он лишен интенсивной черноты, и
только прессованный уголь имеет более черный цвет, хотя по тону своему все же
остается углем.
Графит
Графит относится к продуктам натурального происхождения
и по существу своему представляет одну из форм кристаллического углерода в смеси
с различными иными веществами.
Графитные карандаши в наше время очень популярны
и имеют самое широкое применение. Их выделывают в большом количестве сортов, причем
почти всегда в деревянной оправе, но выпускается в продажу графит и без всякой
оправы.
Закрепление рисунков
Рисунок, выполненный тем или иным способом,
при трении более или менее легко пачкается, так как каждый рисовальный материал
(за исключением мокрого соуса и жирных карандашей) держится на бумаге и других
поверхностях не с помощью связующего вещества, подобно краскам в живописи, а на
совершенно иных основаниях.
Водные фиксативы
Вот список наиболее
отвечающих делу водных фиксативов.
Коровье
молоко, представляющее в значительной своей части натуральный раствор казеина,
хорошо закрепляет рисунки. Перед употреблением в дело его по возможности обезжиривают,
что достигается обычно отстаиванием. К хорошо отстоявшемуся молоку прибавляют
некоторое количество чистой воды, чтобы сделать его менее плотным и более легко
и мелко распыляющимся пульверизатором. Этот натуральный фиксатив пригоден главным
образом для закрепления графитных рисунков.
Термин “темпера” от латинского “temperare” (что значит - смягчать, укрощать, смешивать). Эта техника имеет несколько вариантов, которые объединяются тем, что их связующие вещества могут быть разбавлены водой, но после высыхания в воде не растворяются. Связующим веществом могут быть яичный желток (главным образом в античности) и яичный белок (в средние века и в эпоху Ренессанса), к которому прибавляются то мед, то фиговый сок, а также казеин и другие вещества.
Топографические построенияЖивопись старинной темперой